Содержание статьи:
Современные аэропорты работают в любое время суток и практически при любой погоде. Именно отсутствие перерывов и необходимость создания комфортных условий для приема/отправки самолетов обуславливают высокие требования к освещению взлетно-посадочных комплексов.
Особенности и назначение подсветки аэропортов
Условно освещение, задействованное на территории аэропортов, можно разделить на три категории:
- Сигнальные огни.
- Технический свет.
- Эстетическое освещение.
Главной задачей инженеров, работающих над проблемой освещения взлетно-посадочной полосы, является создание безопасных условий для движения самолета в воздухе и на земле в условиях ограниченной видимости.
Стробы — мигающие линии ВПП, служат основным ориентиром для визуального контроля курса. Стробами разграничивается безопасное расстояние до края взлетной полосы. Пороги безопасной зоны взлетной полосы размечаются сплошными зелеными линиями. Желтый свет сигнализирует об окончании безопасной зоны и кромки ВПП.
Прочие элементы освещения полосы:
- Глиссадный огонь. Создает визуальный ориентир для пилотов самолета при планировании. Осветительные приборы данного типа дают двухцветное излучение: белое снизу и красное в верхней части;
- Огни приближения. Размещаются по оси ВПП на линии продолжения, отличаются пульсирующим белым свечением;
- Подсветка осевой линии и концевой полосы — огни, разграничивающие промежуточные участки между зонами аэродрома;
- Маяки приземления — световые элементы, размещаемые за 150-300 метров от начала ВПП, служат для улучшения ориентации пилотов при минимальной видимости;
- Горизонтальные огни — линии, служащие для коррекции крена воздушного судна при заходе на посадку;
- Рулежные огни. Разделяются на осевые и боковые, служат для разграничения рулежных зон, светятся ярко-синим;
- Предупредительные и стоп-огни. Подсветка, сообщающая о перекресте рулежной трассы (желтые) и запрещающая продвижение по рулежной трассе (красные);
- Маяки оперативного схода. Вспомогательная подсветка, указывающая на доступность коридора для маневра без гашения скорости;
- Огни заграждения. Подсветка красного цвета, указывающая на наличие препятствий по траектории движения самолета.
Также к другим светосигнальным элементам относятся: люминесцентные знаки-указатели и светофоры. Классические регулировочные комплексы, служащие для контроля движения воздушного транспорта во время перемещений по поверхности аэродрома.
Техническое освещение аэродромов
Благодаря понятным светосигнальным элементам перрона и автодорог, перемещение самолетов и обслуживающего их транспорта происходит быстрее и безопаснее.
Основными задачами комплекса технической подсветки аэропортов являются:
- Повышение уровня комфорта и безопасности при движении самолетов по поверхности земли до ангаров или мест стоянки;
- Создание условий для безопасного и оперативного перемещения грузовых, технических и пассажирских видов наземного транспорта, задействованного на территории аэропорта;
- Создание ориентиров и устранение помех для персонала, обслуживающего ВПП и аэропорт в целом. Речь идет о диспетчерах и наземных работниках.
Основные требования, предъявляемые к техническому освещению, это яркость и равномерность. Осветительные приборы и источники света располагаются и настраиваются так, чтобы каждый из элементов, представляющих потенциальную опасность, освещался в полной мере и без искажений.
Правила и требования к освещению территории аэропорта подробно описаны в стандартах Международной Организации Гражданского Авиатранспорта (ICAO).
Стандартами Организации регламентируются такие показатели подсветки как: цветопередача, яркость и слепящий эффект. В качестве основных осветительных приборов, максимально соответствующих международным нормативам, используются мачтовые светильники и прожекторы.
Параметры цветопередачи и яркости регулируются использованием различных источников света, работающих в соответствующем спектре или поддающихся тонкой настройке. Это могут быть галогеновые лампы, светодиодные комплексы и т.д.
Автомобильные дороги в целом и примыкающие к аэропорту в частности освещаются по тому же принципу. То есть, существуют светоотражающие линии разграничения дорожного полотна и разноцветная подсветка, указывающая на помехи или переходные зоны.
В наиболее опасных местах используется отвечающая требованиям безопасности. Как и в случае с самолетами, водитель автомобиля не должен испытывать дискомфорта, связанного со слепящим эффектом, а также искажением формы, размера или положения потенциально опасного объекта.